Ваш город: Владивосток

Ваш город
Владивосток?

Российский и мировой рынок стали: 10-17 октября

Просмотров: 8714

Время прочтения: 5 минут

18.10.2021

avatar

Компания СпектрЦвет

Автор публикации

Российский и мировой рынок стали: 10-17 октября

Прошедшая неделя снова выдалась турбулентной. Как говорится, покой нам только снится. Причем еще только середина осени, а что будет твориться зимой, когда энергетические проблемы, которые уже сейчас испытывают некоторые страны, могут обостриться по-настоящему?!

Высокие цены на энергоносители и тарифы на электроэнергию — это надолго. Промышленным компаниям в пострадавших регионах приходится учитывать этот фактор. При этом обстановка в Китае, Индии и Европе, которые на сегодняшний день являются эпицентрами энергокризиса, развивается совершенно по-разному.

Основные проблемы Китая заключаются в физической нехватке энергоносителей, главным образом, угля. Из-за этого возник дефицит электроэнергии. При этом, затраты у потребителей возросли незначительно. Китайским металлургическим компаниям приходится нести более высокие расходы на подорожавший коксующийся уголь, но тарифы на электроэнергию, согласно решению правительства, выросли не более, чем на 20%.

Поэтому китайские проблемы в принципе решаемы. Правительство еще в августе стало выдавать лицензии на разработку новых угольных месторождений и требовать от угольщиков увеличения добычи. Как ожидается, все эти меры начнут давать эффект в конце октября.

В четвертом квартале в целом, по оценкам Госсовета КНР, внутренние поставки угля вырастут на 55 млн. т. В китайских масштабах это не так уж много, порядка 5% от квартального объема потребления, но дефицит угля для энергетики будет точно ослаблен.

Кроме того, китайцы нарастили импорт. В сентябре в страну поступило 32,9 млн. т угля всех марок, что на 17,2% больше, чем августе, и на 76% больше, чем в сентябре 2020 г. Китайские компании проявляют высокую активность и на спотовом рынке сжиженного природного газа, перехватывая газовозы по любой цене.

Судя по всему, углем, газом и энергией китайцы на зиму себя обеспечат. Правда, производство стали при этом все равно останется не слишком высоким, по местным меркам, вследствие уже не энергетических, а сезонных ограничений. China Metallurgical News оценивает объем выплавки в четвертом квартале, в среднем, в 77 млн. т в месяц, что будет на 12,5% меньше, чем в третьем, и на 17,4% меньше, чем в заключительном квартале прошлого года.

Если сразу же после праздничной недели китайские компании в целом были настроены оптимистично, что привело к подъему внутренних цен, особенно, на арматуру, то в дальнейшем ожидания значительно ухудшились. Статистические данные за сентябрь показали резкое падение продаж автомобилей, строительной техники и промышленного оборудования, а также дальнейшее ускорение инфляции на уровне цен производителей. Так что спрос на прокат будет там падать вместе с предложением.

В последние дни котировки на прокат в Китае уменьшились, а стоимость импортной заготовки сократилась до не более $700 за т CFR. Хотя в Азии за пределами КНР ситуация в целом улучшилась. Вьетнамские власти понемногу ослабляют коронавирусные ограничения, а спрос на стальную продукцию оживился после завершения дождливого сезона.

Проблемы Индии в значительной степени напоминают китайские. Спрос на уголь там увеличился в этом году в гораздо большей степени, чем национальная угледобыча, а импорт этого ресурса вообще упал. В августе на электростанциях подошли к концу запасы, и наступил всеобщий аврал.

Вообще, проблемы с электроэнергией в Индии имеют хронический характер с периодическими обострениями. Поэтому все мало-мальски серьезные производители стали давно обзавелись собственными электростанциями. Для них главная забота — рост цен на энергетический и коксующийся уголь в 3 раза и более за полгода при резком ускорении этого подъема за последний месяц. В этой связи индийские меткомбинаты вынуждены повышать как внутренние цены, так и экспортные котировки на стальную продукцию.

С подобным увеличением затрат столкнулись и турецкие компании. Они столкнулись с новой проблемой — внезапным повышением цен на металлолом, причиной которого стало сужение ломосбора. Кстати, оно практически одновременно произошло в Европе, США и Японии.

В качестве объяснения западные источники указывают на... дефицит рабочей силы, в частности, водителей грузовиков. Прямо можно подумать, что в этом году по миру пошел какой-то мор, поражающий все, что связано с автомобилями! Автопром ведь резко сбавил обороты из-за дефицита полупроводниковых микропроцессоров, который, похоже, продлится и на 2022 г.

За прошедшую неделю металлолом в Турции подорожал на $30-40 за т. Местные металлурги в ответ взвинтили цены на сортовой прокат на $40-50 за т, вернув их на уровень второй половины июля. Это, безусловно, радует российских поставщиков заготовки. Но здесь возникает вопрос, на который пока нет ответа: а найдется ли на рынке под всю эту продукцию достаточно покупателей?!

Вопрос не простой, поскольку экономика Турции всецело зависит от импорта энергоносителей и тесно связана с Европой, которая, как иногда кажется, вся дружно сходит с ума. «Зеленая», вернее, климатическая болезнь поразила ее в острой форме и дала многочисленные осложнения.

Президент России, выступая на международном форуме «Российская энергетическая неделя», вполне доступно и популярно расставил все точки над «i». «Рост цен на газ в Европе стал следствием дефицита электроэнергии, а не наоборот», а нехватка электроэнергии возникла по той причине, что европейские страны слишком форсировали переход на прерывистую и нестабильную альтернативную энергетику.

В результате одного месяца слабых ветров в Атлантике хватило, чтобы вызвать кризис на региональном энергорынке и поднять оптовые цены на электроэнергию до небес. А уголь и газ, которые считались «пережитками прошлого», внезапно стали остро необходимыми и подорожали несколько раз.

Здесь проявилась еще одна фатальная слабость европейского энергетического рынка. В последние годы Европейская комиссия заставила всех его участников перейти на преимущественно спотовый механизм и биржевые цены на электроэнергию и газ. Из-за этого у промышленных потребителей нет никакого демпфера. Им приходится платить по текущим сверхвысоким котировкам. А это более $1000 за 1 тыс. куб. м природного газа и $200-300 за МВт-ч электроэнергии.

Если в конце сентября в Европе останавливались химические заводы, для которых газ является сырьем, то теперь пришла очередь металлургов. В Нидерландах прекратил производство первичного алюминия единственный в стране завод этого профиля. Бельгийская Nyrstar заявила о снижении загрузки мощностей в размере до 50% на цинковых заводах в Нидерландах, Бельгии и Франции. Сократили выпуск или приостановили работу несколько мини-заводов, выплавляющих сталь в электропечах.

При этом европейские металлурги объявляют о введении доплат к ценам, отражающих увеличение их затрат на энергию. И кое-какого повышения в реальных продажах сортового проката они добились. Но проблема наличия платежеспособного спроса встает и перед ними во весь рост.

По логике, решить проблему можно было бы путем расширения импорта газа. Однако платить больше, чем китайцы и японцы, европейские компании все равно не могут или не хотят, поэтому основные поставки сжиженного газа по-прежнему идут в Азию. Впрочем, европейцы и российский трубопроводный газ не горят желанием покупать сверх действующих контрактов, но попутно обвиняют Россию в высоких ценах. Как говорится, логика, ау!..

Энергетический кризис в Евросоюзе будет рассмотрен 21-22 октября на саммите ЕС. На прошедшей неделе этот вопрос обсуждался на уровне Еврокомиссии. В ходе этого процесса было озвучено несколько совершенно замечательных предложений.

Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявила, что Брюссель считает единственным долгосрочным способом преодоления энергокризиса ускоренный переход на энергию солнца и ветра по всей Европе. То есть, в следующий раз, когда наступит штиль или длительная пасмурная погода, европейцам придется дружно запасаться свечками и буржуйками, так как резервных газовых или угольных электростанций у них тогда уже точно не будет.

Надежных же технологий широкомасштабного и длительного (хотя бы на несколько суток, а не на часы) «хранения» энергии пока не существует в природе, хотя разговоры об этом ведутся уже лет десять, по меньшей мере. Точно так же очень далеки от воплощения и планы по развитию водородной энергетики. Чтобы построить тысячи электролизеров, запитаных от ветропарков или солнечных станций, и соответствующей инфраструктуры, понадобятся многие годы и сотни миллиардов евро.

В качестве еще одного решения госпожа еврокомиссар предложила изучить возможность оптимизации запасов газа в ЕС и совместных закупок газа странами Евросоюза. Однако создание неких стратегических газовых резервов в Европе — это утопия. Газохранилища представляют собой высокотехнологический объект, требующий, в первую очередь, определенных геологических условий. При этом, все подходящие места на континенте уже заняты действующими хранилищами, которые кому-то принадлежат. Кроме того, газ — не самый удобный объект для хранения, это сложно и дорого.

Совместные закупки газа Евросоюзом имели бы, возможно, смысл, если бы в Европе существовала единая сеть газопроводов и единая система поставок газа, а все покупатели были бы принудительно объединены в один пул — своего рода, ОПЕК наоборот. Но этого нет и в обозримом будущем не произойдет. Не реально.

Зато Еврокомиссия намерена изучить ситуацию с неконкурентным или спекулятивным поведением на рынке газа, и понятно, чье именно поведение она будет изучать. Наконец, она опубликовала новую Арктическую стратегию, в которой заявила, что будет продвигать на глобальном уровне запрет на разработку новых месторождений угля, нефти и газа в высоких широтах, чтобы «защитить регион, жестоко страдающий от климатических изменений». С российской стратегией развития Северного морского пути это, естественно, не сопрягается ни в малейшей степени.

В этой связи некоторую оторопь вызывает прозвучавшее на той же «Российской энергетической неделе» заявление президента о том, что Россия собирается стать углеродно нейтральной к 2060 г. Понятно, что под этим, скорее всего, подразумевается стремление использовать давление со стороны международного климатического лобби в собственных целях и сделать ставку на атомную энергию, газ, ГЭС и лесные богатства страны. Да и если, например, возле Красноярска появится атомная станция или цепь газовых энергоблоков, что позволит избавить этот замечательный город от эффекта «черного неба», то это будет только в плюс. Однако здесь главное — не подхватить западное «зеленое безумие».

Вон, китайцы тоже начали бороться с глобальным потеплением, и что они получили в этом году?! Климатическая политика требует огромных государственных и частных капиталовложений, политической поддержки и субсидирования, а дает в ответ только резкий рост затрат у всех потребителей и падение стабильности энергосистемы.

Кстати, Минпромторг не прав, заявляя об убытках, которые понесут российские экспортеры вследствие планируемого введения «углеродных» тарифов в Евросоюзе. Этот механизм создан только для того, чтобы европейские производители, несущие высокие затраты на разработку и внедрение безуглеродных технологий и платящие бешеные деньги за выбросы углекислого газа, не разорились из-за конкуренции с компаниями из других стран, а сами европейцы не могли бы рассчитывать на дешевые импортные товары.

Источник

Поделиться статьей

Популярное в блоге

Этапы проектирования металлического каркаса

Этапы проектирования…

Составление любых проектов в сфере строительства – это всегда…

Как выбрать производителя металлоконструкций

Как выбрать производителя…

Металлоконструкции активно используются в строительстве новых…

Основные виды металлоконструкций

Основные виды металлоконструкций

Развитие мартеновских сталелитейных технологий обеспечило активное…

Фундамент под металлическую колонну

Фундамент под металлическую…

Фундаменты под металлические колонны перераспределяют на грунт…

Контроль качества металлоконструкций

Контроль качества металлоконструкций

К строительным металлоконструкциям относятся стойки, опоры, балки…

Обратная связь